Документальный телефильм
С ПЕРЕСАДКАМИ
Счастливый билет в продолжение жизни
ПРЕДИСЛОВИЕ
DISCLAIMER
Медицина окутана бесконечными мифами, предрассудками, советами, мнениями, приказами, достижениями, опровержениями, правилами, исключениями... Когда пациент сталкивается с необходимостью, допустим, вылечить насморк, ему под силу справиться с этим информационным облаком. Если нужно лечь на операцию из-за аппендицита, в принципе, тоже можно найти способ принять решение. Да что там, даже с прививками можно информированно разобраться.

Но что делать пациенту, если он оказался на территории, где ему страшно? Что делать пациенту, которому обидно, что ему досталось это испытание, и он не в силах с этой обидой справиться? Что делать человеку, который стал инвалидом - и ему уже успели сказать, что это до конца жизни, и это лучшее, что с ним могло случиться? Он хочет злиться, а его заставляют радоваться и не гневить судьбу.

Этот фильм - о пересадке органов, о протезировании. В нём будет информация, конечно, о медицинской и научной составляющей, но авторитетной или экспертной ее будет немного. Рассказывать об этих областях медицины будут их пациенты. Люди, пережившие потерю части себя в буквальном смысле. Одни заменили внутренние органы, другие наполовину состоят из титановых костей, третьи пользуются биокистями, а некоторые приняли решение переучиться на жизнь без ног или рук.

Все они, пройдя или всё еще проходя этот путь, сталкивались с трудностями, с вопросом "за что это мне?" и с вопросом "зачем это мне?".

Их ответы актуальны для растущего количества зрителей.
«Если пациент хочет жить, медицина тут бессильна»
© Ф.Г. Раневская
С ПЕРЕСАДКАМИ

Даже если вы способны трезво оценить свои медицинские перспективы жить с, например, чужим сердцем, или там, глазом, на вас накинутся финансовые вопросы, организационные...

А чего стоит взмах руки кого-то мудрого со словами «да ты бумаги собирать дольше будешь, чем протянешь, лучше на рыбалку поезди да книжки почитай!». Чего уж говорить о сердобольных женщинах, которым и снится беда, и карты им что-то накаркают, и вот целительница сказала, что не переживет пациент этого, не переживет, орган-то проклятый будет, если его матушка природа забрала, то, значит, нельзя ей перечить.

И пусть покажется, что многовато внимания всего лишь одному виду медицинской работы, трансплантации... Но опыт пациентки М. бесценен еще и тем, что она поделилась очень ценными, глубинными размышлениями. И вот тут уже неважно, какой зритель их слышит. Которому, не приведи Господь, что-то оторвало на войне, или который просто утратил способность смотреть в завтра.

Цитата: «я столько надежд возлагала на это свое выздоровления, даже не знаю, чего я ждала. Но казалось, что вот только вот я справлюсь, и что-то такое произойдет, доберусь туда, а оттуда уже будет видно, куда дальше, укажут. Сказать что я ошибалась, это мягко. Не произошло ровным счетом ничего. Вообще ничего».

Казалось бы, такой выход из размышлений плох. Мол, что вы, кинематографисты, пытаетесь сказать? Что мир – тлен, а жизнь – боль? Что не надо стараться? Или опять вклеивать будете, что, мол, это нас господь так любит, смирению обучает, благодарность взращивает?

Нет, размышления, как ни странно, возникают совсем с другим зарядом. Возможно, это личность самой пациентки М., а может, это эффект от человека, который уже столько раз сходил «за черту», что теперь знает, что говорит, когда произносит «не волнуйтесь за меня, я смерти не боюсь», и произносит это кротко и очаровательно. Человека, который проживает свою бонусную жизнь и рад каждой ее секунде, несмотря на ... «ничего не произошло». Слова ее вызывают прилив азарта, как слова любого победителя лотереи. Азарта жить. Азарта считать свою жизнь таким же выигрышем. Счастливый билет. Пусть и с пересадками.
Поэпизодная структура
ГЕРОИ ФИЛЬМА

Героев будет шестеро. Двоих мы уже знаем. Следующие герои условно обозначены через их медицинский статус. Однако подбор героев осуществляется через личности, их готовность поделиться своими переживаниями, и, что намного важнее, их соображениями. Наши герои не принимают костюм психологической жертвы. Нашим героям есть что сказать.

  • 1
    Мария Нестеренко, 08.02.1966 - 17.11.2021
    Маша прожила очень яркую жизнь, и закончила свой жизненный путь далеко не с первой попытки: в 2011 году она попала в аварию, получила несколько десятков переломов. В 2018 году ей сделали пересадку печени, и в сентябре 2019 с ней было записано подробное интервью. Скончалась она спустя два года от ковида.
  • 2
    Илья Комаров, родился 15 сентября 1977 года в Нижнем Новгороде.
    Впервые его жизнь попробовала оборваться 23 сентября 2014 года, когда он разбился на соревнованиях. С тех пор он живет в инвалидном кресле, в ноябре 2024 года летит к друзьям на Маврикий, где специально для него русские инженеры создали вейкборд с сиденьем.
  • 3
    Пациент № 3
    Пациент с пересаженной почкой, которому пришлось делать повторную пересадку
  • 4
    Пациент № 4
    Пациент с показаниями к пересадке почки, который не может принять решение о пересадке
  • 5
    Пациент № 5
    Пациент, собирающий деньги на искусственные позвонки (или др.)
  • 6
    Пациент № 6
    Пациент, которому требуется комплекс сердце + легкие
Маша
Задумка посвящается ее памяти
Пациентка М.,
с которой записано подробное интервью на тему фильма
Несколько лет назад, примерно за год до ее смерти, было записано интервью с пациенткой М. Узнав о трагической смерти мужа, она, по дороге к нему, попала в лобовое столкновение и чудом пришла в себя, когда на ней уже застегивали в мешок. Спустя несколько месяцев ее выписали из Склифа, 37 переломов лечить пришлось долго, часть костей меняя на титановые, да так долго, что отказала печень. Спустя семь лет, в течение которых она перепробовала всё, включая тибетские практики и флорентийскую школу лечения искусством, трижды пережила клиническую смерть и перестала считать количество попаданий в кому; она приняла решение добиваться пересадки печени. Собственно, интервью с ней она попросила записать, потому что хотела прокричать «Бегите! Не теряйте времени!!!». М. была человеком интересующимся и образованным. Она не только зафиксировала все страхи, которые преследуют человека, балансирующего между жизнью и смертью, она еще и глубоко погрузилась в медицинскую составляющую трансплантологии, узнала массу интересного и готова была тратить силы теперь на информирование тех, кого (как оказалось) начинают отговаривать от пересадки практически в тот же момент, когда доктора констатируют показания к пересадке.

М. рассказывала, что быстро почувствовала, что мысль «бороться за жизнь ради детей» ей не подходит. Дети давно выросли, и сейчас она скорее чувствовала себя для них лишним грузом – пока не взяла процесс в свои руки. Друзья... да что с людей взять, зачем им чужие проблемы. Да, посмотрите правде в глаза. Это в теории друзья – люди нужные и близкие, а на практике – приятные и чужие. Вот остается М. даже не то чтобы одна, но выброшенная из широкого потока. Как и будущие зрители наши, вернувшиеся в тыловую жизнь. И не чувствует она, что эта жизнь всё еще её, как будто надо заново свое место в ней искать... А проверить невозможно, пока не выживешь. И вот она отбрасывает все эти мысли, то решения о трансплантации оставалось около четырех лет, потом еще год на реабилитацию и вердикт, что новая печень прижилась...