И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.
Бердяев Н. А., Русская идея, 1946
Операция "Щелкунчик"
There's something cooler than snow. Russian ballet.
ПРОЕКТ В РАЗРАБОТКЕ. ЭТАП - ВЫБОР КОНЦЕПЦИИ.
Никто не станет плясать в трезвом виде, разве только если человек не в своем уме.

Цицерон
Оратор
Полнометражный мокументальный фильм "Операция Щелкунчик".


Балет за 100 лет - после триумфальных Русских Сезонов наступила тишина. Но дело было не в балете, мир полыхал, как бы выжигая всё прошлое на своем пути. Как русская балетная школа выстояла и даже адаптировалась к новой реальности, причем здесь "Щелкунчик" и что еще он смог продать американцам, рассказывает гений смутного времени, Людвиг Файнберг.
Ballet Mockumentary


Стилизация под документальный фильм позволяет не только с серьезным лицом произносить абсурдные тексты так, чтобы даже самый искушенный зритель пусть на долю секунды, но засомневается - а не правда ли это? А вдруг это не артист произносит текст, а реальный человек рассказывает о своем опыте? Стилизация под документальный фильм также позволяет легко создавать технически правдоподобные материалы: помехи звука, царапины на пленке, частично расплывшиеся или обгоревшие фотографии и даже отсутствие профессионального штатива только усиливают подсознательное доверие к фильму.




MOCKUMENTARY | МОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
Mock (англ) - издевка, насмешка Documentary (англ) - документальный фильм. Мокументальный жанр появился задолго до становления соответствующего термина. Первая попытка не была смешной, но вроде как и ужасы были раздуты газетчиками для того, чтобы публика поняла, насколько безответственны новые медиа: в 1938 году радиопостановка романа "Война Миров" о вторжении марсиан была стилизована под репортаж в прямом эфире. Ладно американцы: в Эквадоре (вроде бы) разгромили радиостанцию и убили 6 человек. Но это не точно.

Программу об урожае спагетти в Швейцарии, которая вышла 1 апреля 1957 года, просмотрела аудитория примерно в 8 миллионов человек, сотни из которых на следующий день звонили и спрашивали о разведении спагетти и как они сами могут вырастить себе такое дерево. Говорят, что на BBC им советовали «поместить побег спагетти в банку с томатным соусом и надеяться на лучшее».

Наибольшей достоверностью отличаются мокументалки, в которых реальные события и реальные герои смешиваются с вымышленными.
Иными словами, уровень содержания придуманного в мокументальном кино не должен превышать уровень содержания нашего обычного ежедневного вранья.

Эта страница – последнее место, где приведена фактура, фактические события, ставшие сценарным гарниром к истории.


Рассказчик, точное имя которого так никто и не знает, ведет свое повествование практически в продолжение своего знаменитого рассказа в кинокартине "Операция "Одесса"

СОДЕРЖАНИЕ
Операция "Щелкунчик"
Круче снега в России только балет.
Россия: сотни миль полей и по вечерам балет.
Алан Хакни
Оратор
Поэпизодный план
Акт Первый
1908, Москва, Б. Кисловский, 4, гимназия Брюхоненко.
Разговор одноклассниц, Насти Цветаевой, Марины Цветаевой и Лены Дьяконова. Марина чуть старше, но с интересом слушает рассуждения Лены, что жизнь русской домохозяйки не для нее, что будет много читать и делать все, что ей заблагорассудится, при этом оставаясь привлекательной для мужчин — ухоженной, благоухающей духами и с безупречным маникюром. К разговору присоединяется сестра Марины, Настя. У Лены приступ кашля, она уходит. Сестры обсуждают, что ничего другого от барышни, не определившейся, кто ее отец, Дьяконов или Гомберг, ничего иного ожидать и не следует.
1911, Петербург, Малая Морская ул., ресторан "Вена"
Павлова с Нижинским принимают восторги, Елена (теперь уже Гомберг) присела на уши Дягилеву. Она говорит, что всё это «матрёшки» и так давно никто не танцует, что мы опять не успеваем за Европой. Дягилев насмешливо отвечает, что гонится как раз Европа за нашими матрёшками, а не наоборот. Заметив сестер Цветаевых, Лена идет к ним с комментарием, что главная наша матрёшка находится в трико у Нижинского.
1927, Париж. Последняя встреча сестер Цветаевых.
Пыльные интеллигентские беседы о неприятии Западом русской души. Людей русских принимает, но только после отказа от души. Говорят о русском балете, в котором душа и который Европа перестала покупать, и вспоминают свою одноклассницу, которая теперь Галá Элюар, стала матерью и живет в открытом тройственном союзе. Журят друг друга за сплетничество, но оправдываются тем, что этот треп – единственное, что может отвлечь от собственного ужаса. Вот и смотрят Восток с Западом друг на друга как на зверей в зверинце.
1929, Петроград, Вагановское.

Однокурсники Вахтанг Чабукиани и Александр Пушкин на подоконнике водкой поминают Дягилева. Сейчас – не время для русского балета, Дягилев ушел, а вместе с ним и всё великолепие. Пушкин говорит, что в новом советском балете должно быть больше места для мужественного танца, нужно усиливать мужские партии. Грузин горячо спорит, говорит, что балет жив, пока есть Павлова, произносит речь о широкой русской душе в тонком теле Анны, о возвышенных чувствах, мы видим Анну в гастролях по Австралии, видим встречу Галы с Дали, которая как бы перечеркивает слова о строгости и дисциплине, о выдержке, которая нужна для такого высокого жанра…  Пушкин пропускает рассказы о женщинах мимо ушей, он рассматривает фотографии выпуска. Мужского выпуска.
1931, лондонский крематорий.
Сотрудники крематория обсуждают нашествие индийских традиций, из-за которых у них всё больше работы. Прах Анны Павловой не умещается в урну,
его предложили присутствующим, которые завернули остатки в газетную
бумагу и унесли.
Балет есть прямо развратное представление.
Лев Толстой
Писатель
Акт Второй
1938, поезд Москва-Владивосток.
Осужденная Анастасия Цветаева тепло и смиренно болтает с конвоирами, и даже организует их помочь принять роды у татарки Фариды Нуреевой. Читает родившемуся мальчику стихи своей сестры. Завидует ему, что не отягощен он этой тяжелой русской душой, которая мешает парить, а порой даже ползать не дает. Просто сковывает, говорит она, и возвращается к конвоирам в наручники.
1948, Уфа, Дом Учителя.
Анна Ивановна Удальцова показывает своему ученику фотографии своей молодости, когда она танцевала в кордебалете у Дягилева. Рассказывает, как он сделал европейский бизнес на русской душе. Не знает, как там теперь, телом танцуют, или душой. «Сердцем», поправляет ее наглый Рудик. «Там, где у русских была душа, у советских теперь сердце».
1955, Ленинград, Кировский театр.
Нурееву, прибывшему поступать в Вагановское училище, досталась контрамарка на Щелкунчика. И на Спящую Красавицу. И на Кармен. У входа в театр у него спрашивают, нет ли лишнего билетика. Он выбирает из желающих тех, кто мог бы сойти за студента балетного училища. Контрамарки кончились, люди разошлись, все, кроме одной женщины. Нуреев предлагает ей совершенно не нужный ему билет на оперу Борис Годунов. Женщина усмехается. Нет, говорит, я балет люблю, а вот Бориса Годунова, знаете, не люблю. Я из-за него могу на поезд опоздать. Это Лидия Студенцова, она только что развелась с Борисом Годуновым и едет в Ригу к своим сыновьям. Пересадка в Ленинграде всего три часа, ни в Эрмитаж не попасть, ни в ДЛТ. Вот хоть Мариинку одним глазком зацепила. Разговор происходит на фоне афиши оперы Борис Годунов, на которой отчетливо видно имя автора литературной основы. Рудик проводит ее по театру. Рассказывает о пользе балета для мальчиков.
1959, Ленинград, квартира Пушкииных.

Нуреев выходит из ванной, прикрывая своих ночных гостей, Теа и Медину. Миссис Профессор просит его поторопиться - она приготовила французский завтрак, даже испекла круассаны, как она их помнила с детства. Нуреев подкалывает ее, ему нравится, что взрослая замужняя женщина так его опекает, краснея, как девочка. Подкалывает, мол, где я - татарин, и где круассаны на завтрак. Ксения резко его осаживает - ты, Рудольф, на всемирно известной сцене Мариинского театра. Будь так любезен, истреби этого татарина с чудовищными манерами, и расти в себе возвышенного небожителя, который на завтрак ест круассаны с черной икрой, запивает их розовым шампанским. На такой диете можно порхать так, что гравитация останется только в воспоминаниях о Башкирии. Забудь все это, что к земле тянет. Лети! - так же, за таким же завтраком, очень похожие слова (включая "я старше тебя на десять лет!") произносит своему мужу Гала Дали. Отрывайся от детства, лети! Ты не вырастешь, не повзрослеешь, пока ты все время сверяешься с мамой.
1960, Рига, ул. Маза Смилшу, Рижское Хореографическое училище
Вдоль зеркал крошки Барышников и Годунов, накручивая пируэты, обмениваются деталями жизни в семье, где нет одного родителя. Миша свирепеет под Сашин треп. На словах "вот у меня папы нет, а у тебя - мамы, может надо..." Барышников не дает Годунову дошутить эту шутку. Следующий кадр - оба в танцклассе с фингалами.
Жизнь как балет. Ты ей — реверансы, она тебе — батман между ног.
Саша Крамар
Художник
Акт Третий
1963, Париж, старейшее в мире кафе Le Procope
Гала нацелилась на Нуреева. Внезапно Рудольф переходит на русский язык - чтобы пожаловаться ей на то преследования коммунистов. Гала советует ему забыть про немытую Россию, торговать и торговаться - а для чего еще нужно было продавать душу? Возвращаясь на французскую речь, Гала предлагает Рудику дорогие часы, но его одного ей мало, пусть Брун тоже пойдет.
1965, Ленинград, Вагановское училище.
Барышников примеряет сценические костюмы Нуреева. Ему помогает балерина Светлана Ефремова, говорит, что он выше Нуреева. Рассказывает, как тяжело пришлось Пушкину после побега. Что отец Нуреева от него официально отрекся. Барышников замечает, что от него вот некому было бы отрекаться.
1967, Москва.
Моисеев с Плисецкой смотрят репетиционную работу Годунова. Шутят про рост, про Барышникова.
1968, Москва.
Барышников заходит в гости на репетицию (такую же, как год назад), там все так же. Только Годунов на полторы головы выше. Эти двадцать сантиметров я тебе никогда не прощу, говорит он еще до приветствия.
1970, Ленинград, Вагановское.
Барышников расспрашивает Пушкина о Нурееве. Пушкин просит выбросить эти мысли из головы. У него ведь с тех пор так и не восстановилось сердце. Пойми, это у тебя активное приключение. А для всех, кто остается за тобой, это сильнейший удар. Ладно Рудольф, он всегда был не такой, как мы, он сразу был чужеродный. Но ты! Мы же русские, мы своих не бросаем. А. И. Пушкин трагически скончался 20 марта 1970 года в Ленинграде. У Александра Ивановича на улице случился сердечный приступ. И когда, упав, он просил прохожих о помощи, то никто не помог: все думали, что он пьян. Ведь на вопрос, как его зовут, он отвечал: «Александр Пушкин...»
– Это село Пряничное, – сказал Щелкунчик, – расположенное на берегу Медовой реки. Народ в нем живет красивый, но очень сердитый, так как все там страдают зубной болью. Лучше мы туда не пойдем.
Эрнст Теодор Амадей Гофман, "Щелкунчик и Мышиный Король", 1816
Сказочник, композитор, художник, юрист.
Акт Четвертый. Прошло десять лет.
1979, Берлин.
Нуриев позвал друзей собраться. Формально поводом стало приобретение средиземномрского архипелага Ли Галли, ранее принадлежавший главному хореографу Русских Сезонов Леониду Мясину. Реально же собрались просто потому что смогли - случайно в одном городе собрались жители Нью Йорка, Парижа и СССР, совершенно непостижимое в те годы везение. Нуриев с Бруном (Париж), Марианна Кузнецова (Ленинград), Высоцкий (Москва), Каплан, Барышников и Бродский (НЙ).
,
Каплан видит знакомых за соседним столом: друзья по израильской эмиграции, Файнберги, привезли знакомить сына с дочерью своих друзей. Леня делится с Романом, что девица его душит, что обучение дантистскому ремеслу идет нелегко. Роман оставляет контакт бабы Дуни и говорит "мы все уезжали за свободой, держись за нее, не дай себя заковать".
1981, Нью Йорк.
Каплан показывает Файнбергу свой новый ресторан, "Русский Самовар". Это его гордость: раньше здесь было кафе, принадлежавшее Синатре и маэстро частенько сюда заходил. Файнберг рассказывает, что тоже симпатизирует итальянцам, вникает в ресторанный бизнес и сможет, если понадобится, организовать охрану ресторана.

Приходит Барышников. Выясняется, что Файнберг на самом деле шел на встречу с ним - его итальянские боссы попросили разобраться, почему АВТ перестал приносить прибыль. Вычисляют, что если убрать бесполезного Годунова и поставить собственный Щелкунчик, проблема будет быстро решена.
1982, Майами
Годунов в ресторане у Файнберга. Горюет. Его уволили из АВТ, жена оформила развод. Лео утешает, говорит, вон Сальвадору Дали хуже. Фантазируют не тему постановки эротического Щелкунчика. Файнберг даже готов ради такого дела открыть стриптиз клуб. Годунов машет рукой, мол, нет, мне для смеха-то неудобно о таком говорить, такие проекты скорее для Миши. Файнберг предлагает в таком случае поработать с итальянцами. - Ну какой из меня вышибала? Я не то что стрелять, я даже не дрался ни разу. - Научим!
1985, Париж.

Годунов заканчивается мировое турне. Он в гостях у Нуреева, опять выпивают. Рассказывает, что итальянцы поняли, наконец, что бандит из него не выйдет, но не сдаются, собираются устроить в кино. Тоже не мое, но хотя бы минимальный опыт есть. Заодно рассказывает, что ребята из Майами предлагают страшные вещи: вывести кордебалеты на рынок элитных интимных услуг! Нуриев усмехается: а для чего еще, Саша, по-твоему, балет был придуман? Рассказывает, чему его учила Гала.

Нуреев как раз возглавил Парижскую Оперу, предлагает Годунову протекцию и даже подкатывает. Саша отказывается, слишком он русский, пьет много, но для такого дела недостаточно. Ну и правильно, внезапно говорит Рудик. Он признается, что у него обнаружили ВИЧ,
Прошло еще десять лет
1993, крематорий Парижа. Сотрудники зачитывают вслух статью в газете, описывающую скандал с могилой Нуреева, и говорят, что он не возник бы, если бы не такие помпезные похороны.

1995, крематорий Голливуда. Сотрудники дискутируют, кого жгут – звезду балета или актера второго плана. Кстати, в Париже недавно русского хоронили в гробу, не жгли.

1997, Майами, клуб Porky’s. Файнберг сам поджигает свой клуб, потому что его вот-вот арестуют, и он не хочет оставлять им ничего, кроме пепла, пусть пепел подшивают в свое расследование.
В балете мужчины носят настолько обтягивающее трико, что вы легко можете сказать, какого они вероисповедания.
Робин Уильямс
Сценарист, актер, комик.
Акт Пятый. Щелкунчик должен умереть.
2002, Тель-Авив
Барышников и Файнберг выпивают в баре. Лео рассказывает о подлодке, о депортации. Мышь рассказывает о завершении деятельности во Флориде: он, наконец, строит собственный центр в Нью Йорке.

Людвиг же планирует открыть бар здесь, в Телявике, но пока не знает, какой. Хочется, конечно, что-то привычное, с девчонками и весельем. Барышников предлагает открыть кабаре-балет. Выглядит прилично, а реально - то же самое.

Сосед по барной стойке рассказывает о любимом кабаре Сальвадора Дали Crazy Horse в Париже
2002, Тель-Авив, тот же вечер, тот же бар
- Что-то мы засиделись, скоро до балетного эскорт-агентства допиздимся.
- Нет, сейчас 8 вечера, мы с тобой всего полчаса тут

Оказывается, не полчаса и не только они. Рядом с ними выпивает всемирно известный волшебник Ури Геллер. Человек, остановивший Биг Бен, конечно, не смог отказать себе в удовольствии, и перевел все часы назад, чтобы собеседники никуда не торопились.

Ури предлагает стать партнером Файнберга. Тот отказывается, потому что два волшебника в одном бизнесе не смогут уместиться.

Ури возражает: они с Сальвадором прекрасно везде помещались, вообще были закадыки. Старик даже признался Ури в существовании двух внебрачных детей. Дискутируют, вроде бы у Дали в жизни был только один секс с женщиной, он вроде бы боялся женского тела. Смеются, что надо бы откопать старика и проверить, сколько раз у него с кем что было. Его ведь не сожгли?

Прошло 15 лет
2017 Барышников становится гражданином Латвии
2018 Файнберг снимается в кино для Нетфликс
2021 Ури Геллер сдвигает баржу в Суэцком канале
2021, Берлин - а за ним и весь остальной мир
22 ноября в Берлине запрещают Щелкунчика, этот запрет разлетается по планете. Расизм, блекфейсинг, унижение - спустя 240 лет самый коммерчески успешный балет в истории человечества, наконец, превращается в прах и рассыпается вместе с Нижинским, Павловой, Пушкиным, Мясиным, Баланчиным, Нуриевым, Годуновым - Гофманом, Чайковским, Петипа и так далее и так далее..
«Ради бога, имей в виду, что никто, кроме меня, не должен слышать звуков этого чудесного инструмента».

Петр Ильич - Петру Ивановичу о Челесте.
Композитор - своему издателю, деду супруги Пушкина.
ПРОВЕРКА ФАКТОВ ВЫПОЛНЕНА НЕ В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ
топ-3 мокументальных проектов

Есть очевидный минус жанра: его слишком часто используют из соображений экономии. Однако, если оставить за скобками вопросы финансирования, моки с завидным постоянством становятся блокбастерами, собирая в себе и ощущения ютюба (реальности), и легкое обращение с материалом (не нужны ни ритм, ни логика), и все равно сохраняя юмор и фантазию волшебного мира кинематографа (все скучное показываь не нужно). Внизу страницы приведены в пример три блестящих проекта.
События фильма начинаются в 1982 году, когда над Йоханнесбургом появляется инопланетный космический корабль. На нём обнаруживается популяция истощённых пришельцев, правительство ЮАР помещает их в лагерь для переселенцев под названием «Район № 9». Двадцать лет спустя принимается решение перевести заметно расплодившихся пришельцев в другой лагерь. В фильме использованы интервью, кадры из новостей и видео с камер наблюдения, затрагиваются темы гуманности, ксенофобии и социальной сегрегации. Название и сюжет фильма «Район № 9» навеяны событиями в Кейптаунском районе № 6 во времена южно-африканского апартеида[
В Институте Центробежных Исследований занимаются самыми безумными экспериментами над людьми, какие только разрешены. Весь этот невозможный парк развлечений стоит на службе науки, помогая исследовать возможности человеческого мозга. Мы начинаем быстрее соображать в стрессовых ситуациях? Почему бы не посмотреть, как улучшатся показатели в условиях высоты, скорости и перегрузок. Шесть минут минут вдохновенного рассказа. Семь безумных аттракционов, парочка из которых смотрится ещё довольно безобидно, а вот остальные напоминают скорее пыточное оборудование, нежели устройства для развлечений. У института, разумеется, есть свой сайт - у всех институтов должны быть сайты. https://www.icr-science.org/
В распоряжение съемочной группы репортера Андрея Лошака попала настоящая «информационная бомба». Оказывается, пресловутый план Даллеса по ослаблению и даже уничтожению нашей Родины действительно существует и планомерно реализуется! Мало того, висящие почти в каждой квартире ковры — не дань традициям, а коварный способ суггестировать сознание россиян. От нас скрывают секретные разработки ученых по созданию средства для продления жизни и бессмертия, а с помощью воздействия на гены недруги России хотят превратить нас в зомби-мутантов. Не говоря уже о самой страшной тайне Рублёвки — малоизвестном олигархе, в поместье которого, как в замке Синей Бороды, навсегда пропадают его избранницы…
Ниже описаны четыре мокументальных проекта о балете.
Есть еще один неоднозначный момент. Если задать в поиске «мокументальные фильмы», в выдаче будет масса ответов, и многие из них с высоким рейтингом. Но если сузить поиск до «мокументальные проекты о балете», то вряд ли удастся найти список длиннее десятка пунктов.
Более того, Кинопоиск с высокой долей вероятности не сможет ничего про эти проекты рассказать, а в некоторых случаях информация будет отсутствовать даже на IMDB.
И тогда подпись «похожие фильмы не найдены»
теряет свою привлекательность.
  • Razzle Dazzle: A Journey Into Dance (2007)
    95 минут высмеивания родительской и бюрократической суматохи вокруг детей, которые учатся танцевать. В русском прокате называется «Шик, блеск, красота»
  • Off Kilter (2018)
    8 серий по 8 минут странного канадского юмора, который пытается быть утонченным. Четверть века Милтон Франк собирался триумфально вернуться в балет, из которого убежал под обвинения в плагиате, так и не взлетев на вершину – но все как-то руки не доходили. И тут вдруг он удачно столкнулся с завершающей карьеру балериной и еще заодно с гением пиара. Вероятно, если бы в кадре не было массы красивых людей с потрясающими движениями, или если бы серии были длиннее, сериал пришлось бы закрыть еще раньше. Еще здесь очень заметен плюс работы с балетными – у них цеховые светские стандарты позволяют вести себя в беседах так, как ведут себя не самые одаренные артисты.
  • 16 мокументальных минут – тот случай, когда над жанром надругались, и сделали это, судя по количеству подписчиков (одна тысяча) на канале производителя, просмотров (253 шт.) и лайков (1) от бедности. Сюжет вполне проканал бы на художественную постановку.
    Безработный кинорежиссер Микеланджело нанят для съемок документального фильма экстравагантной группой артистов-перформансов, которые называют себя «танцорами силуэта». Не сумев создать ничего значимого, Микеланджело решает выдать себя за известного итальянского кинематографиста и обманом заставить своего работодателя платить за его услуги вдвое больше.
  • Dying Swan (2019)
    Проект всё ещё в разработке (но это не точно), это история британского артиста балета, который одиннадцать лет назад решил сменить Британский Королевский Балет на карьеру американского киноактера. Теперь он признался себе, что ничего не вышло, и наняла съёмочную группу снимать его возвращение на балетную сцену.  И мы как бы видим то, что сняла эта группа.

Эти проекты построены, честно говоря, на высмеивании балетного пафоса,

устаревшие шутки за 300. Что лишает их права на сравнение с картиной

Операция «Щелкунчик». Ведь только здесь артисты балета – нормальные, живые люди

– не такие скучные, как в своих задокументированных интервью,

не такие двусмысленные, как на задокументированных вечеринках

и, конечно, не такие отделенные от реального мира, как в их задокументированных величайших выступлениях.