Совместная инициатива Владимиро-Суздальского Музея-Заповедника и Русских Исторических Медиа
ЦИКЛ ДОКУМЕНТАЛЬНО - ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ
ДОУЧЕБНИК
Самые неожиданные дополнительные материалы к учебнику истории России 6-го класса.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Цикл документально-приключенческих фильмов в жанре Edutainment. Горизонтально-вертикальный сериал, состоящий из фильмов продолжительностью 8–15 минут об истории России 1024–1237 годов, от первого упоминания Суздаля до появления монголов у русских границ.


Логика повествования выстроена в соответствии с учебником истории России для 6-го класса средней школы. Фильмы могут и будут использоваться как дополнительные материалы к урокам истории, для саморазвития, для развлечения.


Горизонтальная сюжетная линия: рассказ о явлениях и атмосфере Средневековья, постоянный актерский состав.


Вертикальная сюжетная линия: реконструкция задокументированных событий с участием реальных исторических персонажей в исполнении ведущих артистов.

Предмет
Веб-сериал
Жанр
Edutainment
Сезон
Пилотный сезон
Объём
20 серий
Хронометраж
248 минут

  • 4 серии * 8 минут
  • 8 серий * 12 минут
  • 8 серий * 15 минут
Пройденные шаги
  • ЗАВЕРШЕНА РАЗРАБОТКА ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ
  • РАЗРАБОТАНА СТРУКТУРА ПИЛОТНОГО СЕЗОНА
  • ГОТОВА БИБЛИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ
  • СОБРАН ОСНОВНОЙ ТВОРЧЕСКИЙ СОСТАВ
Стадия проекта
Написание сценария
Аудитория
  • Школьники 6–11-х классов
  • Родители
  • Преподаватели
  • Любители истории
  • Посетители Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Это твоя история.

Исторически достоверная вселенная русского Средневековья

в мечтах и приключениях подростков XI века.

СИНОПСИС
Проводниками зрителя во вселенную русского Средневековья выступят его типичные представители: мудрый летописец Пимен, его воспитанник, тринадцатилетний Онфим, его закадычная подруга деревенская девочка Василиса, юная княжна Анна, влюбленный в нее купец Ермолай, крестная Онфима — властная боярыня Феодосия.
 Они проведут зрителя через два века древней русской истории, с 1024 года, когда в летописи был впервые упомянут Суздаль, до 1223 года, когда у русских границ появилось неведомое дотоле племя — монголы.
 Глазами этих героев мы увидим главные события этой эпохи: восстания волхвов, княжеские усобицы и съезды, войны с печенегами, половцами, Литвой, орденом меченосцев и даже с самой могущественной мировой империей — Византией; как одни князья объединяли, а другие разъединяли Русь; как обособилась и заняла главное место среди русских княжеств Владимиро-Суздальская земля; как строились русские города, дивные храмы и дворцы и слагались прекрасные поэтические тексты; с какой завистью иностранцы смотрели на набирающуюся сил Русскую землю и как европейские государи мечтали заполучить в жены русских княжон.
 Главные герои расскажут нам об этом между занятиями своими обычными делами.Прожив вместе с ними несколько дней их повседневной жизни, мы узнаем, во что верили, о чем мечтали, чего боялись, что ели, что пили, во что одевались, как работали, ходили за покупками, путешествовали, развлекались, знакомились и женились наши предки, судьбу которых мы продолжаем и сегодня.
Все действующие лица в проекте делятся на реально существовавших исторических личностей и рассказчиков — вымышленных персонажей, представляющих архетипы людей русского Средневековья
МИССИЯ
Установление прочной эмоциональной связи школьников с историей России,
принятие ее как часть своей личной истории, осознание обучающимися своих корней, культурного кода, национальной системы ценностей, гражданской идентичности, формирование основанного на них образа будущего.
СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ
Создание дополнительных материалов к школьному курсу «История России» на стыке физического и цифрового пространств.
СОЦИАЛЬНАЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Объем курса «История России» 6 класса, охватывающий отечественную историю с «начала времен» до эпохи Ивана III, благодаря высокому качеству учебников и иных учебных материалов позволяет тезисно рассказать школьникам о главных событиях, фактах, личностей, закономерностях истории России за 80 часов в течение учебного года.
Возможность сопровождения курса «Истории России» основанными на школьной программе медиа-материалами и другими продуктами креативных индустрий позволит в дополнение к усвоению материала решить и задачу эмоционального познания отечественной истории.
Создаваемые в рамках проекта медиа-материалы не только формально проиллюстрируют учебный материал, но помогут воспринять его через художественные образы, построенные по законам драматургии и переданные современным медиа-языком, основанным на синтезе древне-русского искусства, природы России, их отражения выдающимися художниками позднейших веков и современными художественными практиками.

Шестиклассникам будет открыта цельная эстетическая и смысловая картина Русской Истории и ее основополагающая часть – Вселенная Русского Средневековья, не уступающая в красочности и увлекательности самым популярным произведениям современной массовой культуры, основанные на культурном коде других стран (миры «Властелина колец», «Войны престолов», «Марвел»).
Это особенно важно, учитывая, что именно начало изучения отечественной истории является важнейшим шагом к формированию и осознанию школьниками своей идентичности как личности, членов общества и граждан Российской Федерации, пониманию истоков своего культурного кода и индивидуальных, семейных, национальных ценностей.
Постижение отечественной истории — единственная защита от попыток навязать народу противоречащие его национальному духу систему ценностей̆ и картину мира, создать у народа ложное представление о его прошлом, исказить и искусственно сконструировать его коллективную память.
Современному школьнику будет легче обрести опору для жизни в настоящем и созданию образа собственного будущего, если знакомство с отечественной историей станет ярким впечатлением, разбудит фантазию, вдохновит и влюбит в образы прошлого. Тогда и отечественная история будет восприниматься как своя, личная история.

Методы

Собственная разработка методического отдела

Русских Исторических Медиа

ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТА

Материалы проекта могут быть использованы как в ходе урока, так и при подготовке домашнего задания или в ходе углубленного изучения истории России.

Специфика зрителя

СПЕЦИФИКА ПУБЛИКАЦИЙ

Доучебник содержит сложную систему тэггирования материалов.


Метаданные не обманывают зрителя, но дают ответ на «школьный» запрос не напрямую, а в процессе просмотра.


Зрители, пришедшие просто смотреть Доучебник, увидят стройное последовательное повествование.

  • 1
    Общие тренды
    заголовки, привлекающие внимание любого шестиклассника в момент листания ленты и «блуждания» в Интернете
  • 2
    Учебная программа
    заголовки, отвечающие поисковому запросу по названию тем уроков
  • 3
    Экзаменационная программа
    тэги, отвечающие поисковому запросу по экзаменационным вопросам
  • 4
    Динамические тренды
    тэги, позволяющие автоматическим алгоритмам поднимать материалы в рекомендациях
СОДЕРЖАНИЕ:
ДОУЧЕБНИК VS. УЧЕБНИК
1. Более подробный рассказ о коротко описанных в учебнике

  • исторических личностях
  • событиях

2. Акцент на обыденной жизни, традициях, быте, жизненном укладе

3. Акцент на жизни 12 -13 летних отроков

4. Пояснение неочевидного:

  • Место Руси в средневековом мире
  • Представления наших предков об устройстве мира
  • Самоидентификация наших предков
  • Роль религии и церкви для средневековых жителей
  • Роль женщины в средневековой Руси
  • Жизнь подростков в средневековой Руси, школьное образование
  • Средства коммуникации средневековой Руси
  • Развлечения в средневековой Руси
  • Последствия событий средневековья, которые мы наблюдаем сегодня
ВИДЕОКОНТЕНТ
Технология Производства Содержания
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТА OFFLINE
  1. Экскурсионно-туристические маршруты
  2. Мультимедийные выставка
  3. Театрализованные представления
  4. Сувениры: игрушки, произведения дизайна и моды
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТА ONLINE
  1. ЯДРО ПРОЕКТА: Сайт, приложение, хостинг
  2. Зеркальные каналы RuTube, Яндекс.Эфир, VK
  3. Вселенные Minecraft Roblox
  4. Музыкальный контент на основе исторических данных
  5. Электронные квесты Задачники Викторины
  6. Творческие состязания по интерпретации истории
ЗАЧЕМ УПРОЩАТЬ ИСТОРИЮ

У просвещения есть не только задачи по информированию молодых россиян, но и жесткие рамки, требующие точности в изложении фактов, доказательств и указания источников, а также описания сложных исторических, социальных, экономических процессов, которые часто не интересны и сложны для восприятия современными подростками.

Однако, в отличие от многих других учебных дисциплин, сталкивающихся с такими же проблемами, у истории есть огромный эмоциональный потенциал, связанный с сюжетами, которыми она так богата.

На этом и строится проект «Доучебник»: с помощью инструментов современных медиа, направленных на то, чтобы увлечь зрителя, доносится его содержание и, что особенно важно, дух Руси, ждущий возвращения в общественное сознание после десятилетий попыток его искоренения, живой и вдохновлящий.

ПИЛОТНЫЙ СЕЗОН
ИСТОРИЯ РУСИ 1024 – 1237 ГГ
25 выпусков х 600’’ +/- 20%
ДРАМАТУРГИЯ ВЫПУСКА

Привязываясь к историческому событию, описывается тема выбранного школьного урока.

Учитывая выбранный период, зачастую всё, что наука знает о событии – несколько строк в летописи.

Как наука с помощью поиска и анализа крупиц информации собрала достаточно материала для урока, так и Доучебник драматургическими средствами выстраивает увлекательный сюжет, несущий то же самое знание, но эмоциональным художественными средствами.

Р А С С К А З Ч И К И
Действующие лица

Сквозные персонажи в ДоУчебнике остаются в одном и том же составе в течение столетий, о которых идет рассказ, поскольку представляют собой архетипы Русского Средневековья.


Их внешний вид может меняться в зависимости от периода, с одной стороны, представляя изменения времени, с другой – показывая, что это уже другой человек.



Отрок, 12 лет, городской мальчишка, вездесущ и осведомлен

Отроковица, 12 лет, крестьянская девочка, работяга и фантазёрка


Молодой мужчина, 25 лет, купец-путешественник, обрусевший иноземец, жулик

Молодая женщина, 19 года, княжна-красавица, стремится в монастырь


Взрослый мужчина, 40 лет, плотник, бывший служивый, многодетный отец

Взрослая женщина, 38 лет, боярыня



Основной состав персонажей доходчиво разыгрывает историю, а обрамляет ее не всегда участвующий в событиях летописец Пимен, на которого возложена роль рассказчика, передающего достоверную информацию.


Сквозные архетипы

Боярин (храбрый воевода/администратор)/боярыня

Странник

Юродивый/скоморох

Воин-дружинник

Степной воин

Европейский мастер

Восточный купец

Исторические личности
«Свидетели» событий – представители разных сословий изучаемой эпохи, рассказывающие о событиях и явлениях и транслирующие «свой взгляд» на историю в диалогах с постоянными рассказчиками.
Элементы Фильмов
  • Эмоциональный нарратив от рассказчиков
    1
  • «Прямая речь» исторических героев -
    - участников и свидетелей описываемых событий
    2
  • Инфографика
    3
  • Реконструкция исторических сцен
    и/или фрагменты кинофильмов
    4
  • Реконструкция быта,
    основанная на конкретных артефактах изучаемой эпохи
    5
  • Наложение изображения
    вида исторических мест «тогда» на «сегодня»
    6
  • Цитаты и инсценировка сцен
    из литературных произведений, посвященных изучаемой эпохе
    7
  • Анимированные шедевры
    изобразительного искусства, посвященные изучаемой эпохе
    8
  • Рубрика «Тем Временем»,
    рассказывающая о параллельных событиях на Востоке и Западе
    9
  • Рубрика «Герой на майку»,
    рассказывающая о самых ярких исторических личностях
    10
ТИПОВАЯ ВЕРСТКА ФИЛЬМА (редактируется)
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
IX - XV века
МЕСТА ДЕЙСТВИЯ
МЕСТА ДЕЙСТВИЯ

Суздаль,
Владимир,
Ростов,
Муром,
Ярославль,
Переяславль-Залесский,
Городец,
Нижний Новгород,
Кострома,
Тверь,
Москва



Киев,
Великий Новгород,
Псков,
Каракорум,
Сарай,
Вильно,
Рига,
Таллин,
Выборг,
Краков


SETTING
Дремучие леса,
светлые дубравы,
прозрачные реки,
глубокие озера,
крутые холмы,
просторные поля,
великие города,
неприступные крепости

сказочные терема

дивные храмы

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РЕДАКТИРУЕТСЯ
ТЕМЫ ВЫПУСКОВ

Хронологически все темы соответствуют XI-XIII векам - периоду от основания Суздаля (ровно 1000 лет назад) до нашествия Батыя (1237 год), в течение которого обособилось независимое Владимиро-Суздальское княжество.

(редактируется)
СОДЕРЖАНИЕ
  1. Военные баталии
  2. Политические интриги
  3. Проповедь Слова Божьего
  4. Восстания волхвов
  5. Великие победы Страшные поражения
  6. Национальное возрождение
  7. Иноземное иго
  8. Человеческие судьбы
  9. Бремя власти
  10. Непоколебимая верность
  11. Низкие предательства
  12. Глубокое самопожертвование
  13. Безграничное властолюбие
  14. Истинное человеколюбие
  15. Ненасытная алчность
  16. Целомудренная чистота
  17. Сжигающая похоть
  18. Высокие подвиги
  19. Кровавые преступления
  20. Подлинная святость
  21. Смертные грехи
ИНИЦИАТИВА
  • Владимиро-Суздальский Музей-Заповедник
    Екатерина Проничева
    Мария Киселева
    Сайт ВСМЗ
  • Русские Исторические Медиа
    Дмитрий Рощин
    Георгий Лордкипанидзе
    Сайт РИМ